ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ УСПЕХ В ИГРЕ?

Каждый игрок от любителя до профессионала ищет ответ на этот вопрос — ищет каждый раз, когда проигрывает более сильному противнику, встречает череду поражений или просто чувствует, что стоит на месте. В ответе скрывается подсказка — «что мне нужно сделать, чтобы побеждать».

Я придерживаюсь следующей формулы: успех в игре = знания + способности + опыт. Это триада успеха.

Интуитивно формула понятна каждому. Нужно хорошо знать правила игры и свои возможности в каждой ситуации. Кроме того, успешность решения игровых задач зависит от умственных способностей игрока. Маневры на карте требуют пространственного мышления; чтобы атаковать противников, нужно иметь хорошую координацию «глаз-рука», уметь точно оценивать расстояния и временные промежутки; чтобы контролировать ситуацию, нужно уметь распределять внимание, видеть «боковым зрением»; нужно уметь принимать решения, а значит мыслить тактически. И так далее. Даже если игрок обладает этими способностями, они ничего не стоят без опыта игры: ведь нужно не только мочь что-то сделать, но исполнять стабильно, «автоматом», при любом повороте событий.

Ок, скажете вы, так как же развить триаду успеха? И в наше время найдется порядочное число игроков, кто скажет: «Хочешь стать лучше? Просто играй больше!». Грубо говоря, достаточно копить опыт, а знания и навыки приложатся. В этих словах есть крупица истины. Играя, ты учишься и наблюдаешь, а также развиваешь свой мозг и отрабатываешь навыки.

Действительно, игра — инструмент тренировки сама по себе. Вот только — очень плохой.

ПРОБЛЕМЫ НА ПУТИ К МАСТЕРСТВУ

Рост мастерства в игре зависит от выявления слабостей и их устранения. Некоторые ошибки лежат на поверхности, другие — более коварные и весомые — скрыты от сознания игрока. В обоих случаях игроку нужно много прицельных повторений одного и того же, чтобы заметить и запомнить, развить навык и довести его до совершенства. Повторение — закон обучения мозга. Проблема в том, что «повторы» играм не свойственны: стабильных и прицельных нагрузок в них почти никогда не бывает.

  1. Игра изменчива.  Она устроена таким образом, что события одного матча могут не повториться ни разу за много дней игры. Так работает защита разработчиков от однообразия. К примеру, как часто в League of Legends складывается ситуация, когда нужно «украсть» Барона Нашора смайтом? Даже универсальные механики вроде добивания миньонов в MOBA из матча в матч облечены в разный контекст (кто твой персонаж, кто твои противники, насколько они агрессивны, есть ли угроза для линии и так далее), а значит — требуют от игрока разных действий.
  2. Игра перенасыщена. Каждую минуту внимание игрока рассредотчено на множество мелких задач и проблем. Сконцентрироваться на «проблемном месте» не получается.
  3. Сложность игры колеблется. Чтобы освоить навык, нужно постепенно увеличивать нагрузку, а затем закрепить его на максимальной сложности. Но когда игра подкидыват вам случайных противников, нагрузка постоянно колеблется. Трудно отработать точность стрельбы в шутере, если в одном матче враги неуловимы, а в следующем — сами подставляются под пули.

В итоге нагрузка на мозг оказывается каждый раз разной, расфокусированной, прерывистой, а значит — неэффективной. Попытка вытравить ошибку/отработать навык в таких условиях похожа на попытку убить комара из винтовки.

Чтобы выйти на новый уровень мастерства, лишь ходя из матча в матч, нужно потратить на игру огромное количество времени, пота и нервов, и все это — с минимальной отдачей. Причем чем выше уровень игрока, тем хуже. Ошибки /точки роста мастера спрятаны очень глубоко, они кроются в нюансах, которые в мельтешении игровых событий сложно усмотреть. Да еще и сильные противники встречаются редко: можно без пользы тратить множество часов, выигрывая бездумно, «на автомате». В таких условиях правильно нагрузить себя и вывести навык на новый уровень — очень сложная задача.

ПРОКЛЯТИЕ «ПЛАТО»

Именно поэтому игроки любого уровня мастерства так часто сталкиваются с «плато», скачкообразным прогрессом. Сначала уровень игрока резко растет, затем наступает период затишья, когда его рейтинг не улучшается и даже падает. Этот период может длиться сколь угодно долго. Все это время игрок, сводящий свои тренировки к самой игре, упорно «палит вслепую». Выход из застоя зависит от того, как скоро ему повезет «попасть» и он сумеет отработать одну из своих затаившихся ошибок. Игрок меняет свой взгляд на вещи или начинает делать что-то иначе, обычно незаметно для самого себя, и у него снова начинается период роста. К сожалению, скоро наступает следующее плато. С увеличением мастерства периоды роста становятся короче, а периоды ступора — все длиннее.

Упорное просиживание штанов за игрой обрекает на движение от плато к плато, от надежды к разочарованию. Некоторые игроки застревают на одном месте на многие месяцы, а то и навсегда. Все дело в том, что сводя тренировки к самой игре, вы отдаете свой прогресс в руки случайности. Вы не знаете, что в процессе игры сделает вас лучше, но надеетесь на «чудо».

Не стоит забывать и о проблеме эмоционального выгорания. В матчах игрок вынужден выкладываться на полную, переживать за поведение команды и результат. Если не разнообразить нагрузку, психические ресурсы игрока быстро истощаются. Это может привести к стрессу, усталости и даже отвращению к игре.

Поэтому «просто играй больше» — наивная позиция. Она родилась на заре киберспорта, когда у игроков банально не было ни возможности тренироваться иначе, ни понимания, от чего зависит успех в игре. Сейчас эта позиция безнадежно устарела.

ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ?

Когда футболист готовится к сезону, его тренировки состоят из трех частей: силовых упражнений, отработок конкретных действий / связок и целых матчей. Это оправдано: футболист должен быть в отличной физической форме, идеально исполнять важные элементы и хорошо чувствовать саму игру. Ни один тренер не сведет тренировку лишь к командным матчам: футболист устанет от товарищей, при этом навыки и тело ослабнут. Игра на поле не может развить тело так же, как тренажерный зал, а важная игровая ситуация может не случиться ни разу за двадцать матчей, а потом оказаться решающей на турнире.

В киберспорте перед игроком стоят похожие задачи: он должен быть в отличной «интеллектуальной форме», точно исполнять отдельные элементы и при этом понимать игру в целом. И, подобно футболисту, сводить свои тренировки к одним лишь матчам — очень плохая идея.

Любой игрок имеет доступ к инструментам прицельного развития триады успеха. Об этом читайте в нашей статье «Как гарантировать рост мастерства».

наверх