РАЗРЫВ СУЩЕСТВУЕТ?

Науку давно интересует вопрос, отличаются ли интеллектуальные способности мужчин и женщин. На сегодняшний день более-менее уверенно можно говорить об отличиях лишь в двух областях. Женщины стабильно превосходят мужчин в речевых способностях. Они быстрее учатся языку в детстве, знают и используют больше слов, легче выражают мысли. В свою очередь, у мужчин лучше пространственное мышление. Они легче ориентируются на местности, создают и изменяют модели объектов, оценивают размер и положение предметов. Мужчины доминируют в профессиональных областях, где требуется пространственное мышление: в естественных науках, архитектуре, инженерии, хирургии, финансах, авиации и так далее (там мужчинам принадлежит больше ¾ рабочих мест). С пространственным мышлением связано и превосходство мужчин над женщинами в математике.

Разрыв между полами определяется не только гормонами и строением мозга. Наш ум пластичен и подвержен тренировке. То, в какие игры играет человек в детстве и какие занятия предпочитает во взрослой жизни, влияет на его интеллектуальные способности.

Ученые давно заметили, что традиционные игры мальчиков и «мужские» хобби больше развивают пространственное мышление, чем «женские» занятия.

В частности, пропасть между полами могут углублять видеоигры. Речь идет о гонках и экшн-играх: в первую очередь, шутерах. Эти жанры особенно нравятся мужчинам. При этом они идеальны для тренировки избирательности и распределения внимания, точности восприятия, ментального вращения и других составляющих пространственного мышления.

ВИДЕОИГРЫ — ТРЕНАЖЕР МОЗГА

Экшен-игры отличаются высоким темпом и большим количеством событий на единицу времени. Игрок погружен в сложную виртуальную среду, где нужно быстро перемещаться и отслеживать опасности. Выживание зависит от способности контролировать периферию внимания и замечать врагов издалека. Эта задача особенно сложна в современных ААА-играх, которые хвастаются отличной графикой: игроку постоянно приходится искать нужные объекты в нагромождении красок и деталей. Ему также приходится запоминать и отслеживать расположение ключевых предметов: боеприпасов, укрытий, союзников и т.д. В голове игрока выстраивается сложная карта уровня, которую он постоянно обновляет. Часто геймплей включает в себя и управление техникой (танками, самолетами и так далее). А в играх с открытым миром перед игроком открывается возможность самостоятельно прокладывать путь и исследовать местность.

Все это — задачи на пространственное мышление игрока. Неудивительно, что дети и взрослые, которых тренируют играть в подобные видеоигры, значительно превосходят своих сверстников в тестах на пространственные способности. Впервые польза тренировки была выявлена еще в 90-ые на таких реликвиях как Battlezone и Zaxxon. А мета-анализ 2013 года показал, что популярные шутеры развивают мышление не хуже университетских курсов (по инженерной графике, геологическому моделированию, шахматам) и лабораторных тренингов. При этом экшн-игры тренируют быстрее и их эффект длится дольше. Отличный результат, вот только в реальной жизни выгоду от экшн-игр получают в основном мужчины, которые и так обгоняют женщин в пространственных способностях.

ЖЕНЩИНЫ ЛЮБЯТ ВИДЕОИГРЫ, НО НЕ ТЕ

По версии ESA, 44% играющих в 2015 году были женского пола. Однако девушки-геймеры проводят за видеоиграми меньше времени и предпочитают другие жанры, чем мужчины. Женщинам не нравятся жестокие игры с насилием и войной – тематикой, традиционной для экшн-игр. Они предпочитают головоломки, карточные и образовательные игры, симуляторы быта и игры с акцентом на общение. К сожалению, игры этих жанров минимально нагружают пространственное мышление. Даже 12 недель тренировок в 2D- и 3D-Тетрис способны улучшить только отдельную способность: умение мысленно вращать предметы. Кроме того, мужчины сохраняют свое преимущество в этой способности и до, и после тренировок.

Именно экшн-видеоигры способны сократить отставание женщин от мужчин. В 2009 году ученые из Торонто предложили 20 испытуемым за 50 долларов играть в компьютерные игры 10 часов (1-2 часа в день, в лаборатории). 10 человек тренировались в FPS Medal of Honor: Pacific Assault. Другие играли в 3D-головоломку Ballance. Результаты показали, что пространственные способности (объем внимания и мысленное вращение) улучшили только игроки в шутер. Но главное в другом.

Женщины, игравшие в Medal of Honor всего 10 часов, почти нагнали мужчин из своей группы в тестах на пространственные способности.

Эффект от такой тренировки устойчив: он сохранился и пять месяцев спустя. Авторы заключили, что женщины способны извлечь даже больше пользы из экшн-видеоигр, чем мужчины. А если результаты заметны после 10 часов, то какова будет польза от месяцев и тем более лет умеренной игры?

Ученые призывают женщин обратить внимание на экшн-видеоигры, ведь это отличный инструмент тренировки. Улучшение пространственного мышления помогло бы девушкам изучать математику и естественнонаучные предметы, а также конкурировать с мужчинами в прежде отгороженных от них профессиях. К сожалению, этот призыв игнорирует кое-какие проблемы. Женщины привыкли считать экшен-видеоигры «мужским занятием», а значит, не для них. (Даже девушки-геймеры так думают.) Проблема в том, что мужчины в этот стереотип тоже верят. В играх они встречают женщин враждебно: домогательствами и критикой. Кроме того, девушек не привлекает жестокость, которой наполнены большинство экшн-игр. Поэтому вместо призыва женщин к игре лучше призвать гейм-дизайнеров к разработке экшн-игр, интересных для женщин. Рецепт состоит в правильной нагрузке на мозг. Однако облечь эту нагрузку можно во что угодно, не обязательно в насилие и войну.

наверх